7. (Это было в то время, когда...)
Metadaten aus teiHeader
- cc_ani_rus_14
- a854 Der goldene Bock
- Warnung vor genderbedingt diskriminierenden Aussagen
- Warnung vor rassistischen Darstellungen oder kolonialen Klischees
- Warnung vor der Idealisierung von Kriminalität
- Warnung vor Gewalt und Missbrauch
Text-ID:
Typ-Index: (Link zum Schema)
⚠ Vorurteile im Märchen: (Link zum Schema)
Digitale Quelle:
(Это было в то время, когда) на свете еще не было царей; были только ханы, которые владели народом. В это время жил-был сапожник, у которого был сын. Ханы имели тогда право убивать или оставлять в живых, кого они желали. Наш сапожник воспитывал своего сына у себя дома, но боялся, что хан его убьет. Сын вырос без ведома хана. Ну, вот, хан узнал, что сапожник тайно воспитывал своего сына и позвал этого последнего к себе. «Хан тебя зовет», сказал сапожник своему сыну: «иди». — «Нет, бога ради, не пойду!» ответил сын: «я боюсь, что он меня убьет». Потом он взял деньги, убежал и стал разбойником.
Народ скоро узнал об этом, и так как они очень боялись хана, то они пристали к сыну сапожника, образовалась шайка из 100-150 человек.
В это время возникла ссора между двумя ханами, из которых один причинил другому вред. Вот один из них (тот, который повредил другому) послал к разбойнику и велел ему сказать: «Я тебе дам много золота и серебра, если ты мне будешь помогать; причини вред моему противнику и убей его. Если ты его убьешь, я тебе дам много казны». Сын сапожника собрал своих товарищей и убил этого хана. Потом люди убитого хана узнали, что это другой хан подстрекнул разбойника убить его. «Мы тебе дадим полмиллиона, если ты убьешь этого хана», сказали они разбойнику. «Хорошо, я его убью!» ответил тот, взял предложенные деньги и убил хана.
После этого все народы соединились с разбойником. «Вот», (сказал он): «теперь все перешли на мою сторону; теперь я могу отдохнуть». Он созвал народ и сказал: «Люди, теперь на свете уже ханов нет, а нам нужно другое название, Называть меня разбойником - нельзя; Называть меня сыном сапожника - тоже нельзя; найдите другое название!» - «Мы тебя будем называть парем», сказал народ. Так и сделали, и с тех пор на свете существуют цари.
Итак, сын сапожника стал царем. Потом он назначил себе в помощники одного человека из рода прежних ханов. Раз, царь, его помощник и несколько офицеров гуляли в клубе. Там царь с помощником завели разговор о хорошем и дурном в этом мире. «У кого деньги есть», сказал помощник: «тот может сделать, что ему угодно; он только не может избежать несчастья и смерти». - «Нет», сказал царь: «деньги ничего не могут сделать». Начали спорить; один упрекал другого в том, что он говорит неправду. Потом царь созвал свой диван (суд, совет) и пригласил также помощника. «Слушай», сказал он этому последнему: «я тебе дам денег, сколько хочешь, на расходы, если ты только сможешь исполнить поручение, которое я тебе предложу». - «Я согласен, хорошо, скажи, что ты хочешь поручить мне», ответил помощник. Потом они сделали перед диваном следующий договор: «Если помощник проиграет, выколоть ему и его сыну глаза; если царь проиграет, царь станет помощником, а помощник царем. Поручение царя помощник должен исполнить в течение одного года.
Потом царь велел помощнику: «Сделай женщину из моей дочери: лиши ее девственности!» Разошлись по домам.
Царь выстроил чугунный дом, чтобы в нем залечь свою дочь, и снабдил его такими замками, которые он один мог отпереть. В этот дом перевел он свою дочь.
«Ах, что я сделаю?» задумался помощник: «как, доберусь ли я до нее?» (Глубоко) он задумался. В это время его сын вернулся домой из школы и нашел своего отца погруженным в размышления. "Что с тобой, отец? Зачем ты задумался?" спросил он. "Ей Богу, сын, я думаю о нашем договоре с царем", ответил ему отец. "Если я выиграю, я буду царем, а если проиграю, то выколют глаза мне и тебе." — "Ну, а в чем дело ты должен исполнить?" спросил сын отца. "Царь предоставил свою казну в мое распоряжение; пользуясь этими деньгами, я должен лишить девственности его дочь. Я и взялся за это дело и поэтому я задумался". — "Это ничего," сказал сын: "это небольшое дело!" — "Ты можешь теперь сделать, что тебе угодно", возразил отец сыну.
Сын взял деньги и уехал гулять по всему свету. "Если проиграем, думал он, все равно нам глаза выколют, (лучше) погулять немножко". Разъезжал он, деньги тратил, свидания давал. Раз он приехал, скажем, в Баку, где он остановился в Гостинице. По дороге он нашел двух пьяных мужиков, которые упали и валялись в грязи. Он позвал фаэтон и приказал извозчику отвезти их в гостиницу. Извозчик исполнил приказание. Но хозяева гостиницы не хотели принять их. "Да, ведь, они грязные: нельзя их пустить к себе," сказали они. "Что же," возразил сын помощника: "я вам дам сколько вы требуете; только оставьте их у себя и почистите их!" — "С удовольствием," сказали хозяева: "если ты за них будешь платить." Таким образом все вошли в гостиницу и отдохнули.
Когда мужики, придя в себя, проснулись, они сказали про себя: "Ну, что за место, где мы находимся? Кто нас привел сюда? Давай спросим об этом хозяина!" Так и сделали. "Кто нас привел сюда?" Хозяева ответили: "Такой-то!" Потом мужики спросили: "Кто этот человек?" (Он вышел и придет; там они стояли у дверей. Потом он (сын помощника) тоже пришел к ним. Когда он пришел, мы сняли шапки. Потом он взял фаэтон и спросил: "Что вам нужно?" Мы ответили: "мы пьяных людей не пустим(?)." Хорошо) *)Все это трудно понять. Расказчик в этом месте выразился уже слищком сжато.. "Кто ты, какая у тебя фамилия?" — "Я сын помощника царя," ответил он: "я прогуливаюсь теперь. Ну, на что ты, если я скажу? Дело в том, что мой отец с царем поссорились в клубе; мой отец сказал, что деньги могут все сделать, а царь сказал: "Нет. Сделай из моей дочери женщину, (если можешь); денег ты можешь истратить, сколько тебе угодно; воля твоя. Но если ты истратишь эти деньги и не сделаешь женщину из моей дочери, то мы выколем тебе глаза и твоему сыну. А если тебе удастся лишить мою дочь девственности, то ты будешь царем, а я твоим помощником". Задумался мой отец и я тоже. Если не удастся, выколют нам глаза. И поэтому. я гуляю теперь, а то будет слишком поздно веселиться". — "Хорошо", сказали мужики: "когда ты вернешься домой? Когда придет ваше время?" — "В мае месяце, 20-го числа", ответил сын помощника. "Хорошо, иди теперь домой", сказали мужики: "первого мая мы придем к вам и остановимся на краю вашего селения. Ты тоже приди тогда к нам". — "Хорошо". Разошлись. Сын помощника поехал домой.
Мужики действительно приехали туда в условленный день и разбили свою палатку на краю селения. С ними была большая шарманка. Скоро сын помощника пришел к ним. "А, пришли!" сказал он им, "Да, пришли!" ответили они: "слушай, сын помощника, ты нам очень большую услугу оказал, теперь мы вознаградим тебя за это. Видишь, эту шарманку мы сделали для тебя. Сегодня вечером, когда вы все будете в клубе, ты скажи царю: вот, из другого царства приехали два мужика; у них есть шарманка, которая производит очень хорошую музыку. Прикажи им прийти и играть в клубе". Конечно, царь за нами пошлет и мы придем с шарманкой! — "Хорошо!" сказал сын помощника и пошел домой.
Вечером все собрались в клубе: царь, люди и музыка; все были веселые. "Царь", сказал сын помощника: "у нас, на краю селения, два мужика из другого царства. О, какая у них есть хорошая музыка!" Царь послал к ним человека с фаэтоном и пригласил их в клуб. Они приехали и играли очень хорошо на своей шарманке. Все очень удивились. Он дал мужикам денег и отпустил их. Когда они уходили, царь сказал им: "Продайте мне эту шарманку!" — "Нет", ответили они: "даже если ты нам 100 миллионов дашь, мы не продадим ее". Потом мужики сказали сыну помощника: "Скажи народу, что мы продаем ее; если он скажет: "хорошо! иди и привези ее!" и тогда приди сам". — "Хорошо!" сказал сын помощника и пошел домой; мужики же пошли в свою палатку.
На следующий вечер все собрались опять в клубе. Царь и публика и (обыкновенная) музыка. Но им казалось, что шарманка мужиков гораздо лучше играет. "Ах, эта шарманка так хорошо играла", сказал царь: "если бы только они продали ее!" — "Я достану ее!" сказал сын помощника. "Хорошо, беги и привези ее!" велел царь. Сын помощника взял два фаэтона и поехал к мужикам. "Дома ли вы?" спросил он: "вот я приехал". — "Хорошо, заходи!" сказали мужики. "Видишь," прибавили они: "мы эту шарманку для тебя сделали. Залезай туда (т.е. в шарманку)! Видишь ли этот винт? Если ты его завернешь, то она испортится; но если ты завернешь тот винт, то она будет играть. Ты залезай туда; потом если царь велит привезти ее туда, где дочь его живет, она (т.е. дочь) наверно захочет, чтобы шарманка играла. Потом ты заверни этот винт, выйди и лиши дочь царя девственности. После этого залезь опять в шарманку и заверни тот другой винт, от которого она испортится. Мы (с нашей стороны) скажем, что если она во время игры испортится, то мы ее починим. К нам ее тогда привезут; мы тебя выпустим и отдадим ее обратно. Таким образом ты достигнешь своего намерения". Дом, где принцесса жила, был чугунный; без привязания царя нельзя было отворить его.
Сын помощника залез в шарманку, мужики продали ее за миллион, сказав при этом: "Если она испортится, привезите ее нам; мы ее поправим, и после она уже никогда не испортится". Визирь взял ее, и вечером она очень хорошо играла в клубе. Царь обрадовался и пошел показать ее своей дочери, которая уже целый год прожила в чугунном доме. "Вот, дочка," сказал он ей: "эта шарманка очень хорошо играет; она для тебя!" Затем он запер двери чугунного дома и ушел. Принцесса играла на шарманке, а сын помощника завернул винт и вышел. "Откуда ты?" спросила принцесса, которая была очень довольна. Они целовались, играли, и молодой человек лишил принцессу девственности. Затем он залез опять в шарманку и завернул другой винт, отчего она и испортилась. "Ах, отец, эта шарманка испортилась," сказала принцесса царю. "Это ничего, дочка! мы ее пошлем на починку и после уже она не испортится," сказал царь и послал ее к мужикам, "Испортилась ваша шарманка," сказал визирь этим последним: "надо починить ее!" — "Хорошо, давай ее сюда в палатку!" возразили мужики. Они взяли и открыли ее, выпусти сына помощника, починили и отдали ее назад. Визирь взял ее и повез обратно к царю. Между тем наступил срок, назначенный царем и помощником. Собрались судьи и позвали врача. Царь сказал суду: "Позовите сюда моего помощника и его сына, так как назначенный день наступил". Послали гонца к помощнику, который с сыном пришел в суд. "Ну, помощник, ты говорил, что нет ничего на свете, чего нельзя было бы достать за деньги, кроме неизбежной смерти и несчастья; царь же сказал, что деньги ничего не могут сделать и поручил тебе лишить его дочь девственности посредством денег. Срок был назначен на один день. Ты имел право тратить деньги, сколько тебе угодно. Если ты не успел исполнить поручение царя, мы должны выколоть глаза тебе и твоему сыну; а если ты исполнил его, ты будешь царем, а царь - твоим помощником. Ну, лишил ты принцессу девственности, или нет?" — "Оставьте нам глаза", сказал сын помощника: "пусть врач осмотрит принцессу!" — "Хорошо", сказал суд: "врач, осматривай ее!" Позвали принцессу в суд; врач осмотрел ее и нашел, что она больше не дева. Таким образом, помощник стал царем, а царь - его помощником.
Endnoten
Все это трудно понять. Расказчик в этом месте выразился уже слищком сжато.
- Holder of rights
- Dadunashvili, Elguja
- Citation Suggestion for this Object
- TextGrid Repository (2025). Andische Folklore. 7. (Это было в то время, когда...). 7. (Это было в то время, когда...). Kaukasische Folklore. Dadunashvili, Elguja. https://hdl.handle.net/21.11113/4b4s2.0